К основному контенту

Как сделать курс для большой целевой аудитории?

Для разработки хорошего и эффективного курса мы всегда должны провести анализ целевой аудитории, чтобы понять, с кем нам предстоит работать, какие у наших слушателей особенности, как правильно с ними работать.

Самое важное, что мы узнаем из анализа аудитории - это то, над чем они работают, какие у них бывают рабочие ситуации, какие у них есть проблемы. Это не только нам помогает в формировании наиболее оптимального содержания курсов, но и нужно для подбора примеров, которые свяжут у слушателя учебный курс с реальной деятельностью. Примеры должны быть понятны всей целевой аудитории, они должны быть близки и интересны. Такой же должна быть и практика.

Но вот ситуация - нужно сделать курс для очень большой целевой аудитории. Например, по внутренней системы документооборота, знать о которой должны все. Или по каким-то стандартам и правилам. Но только вот работа с этими правилами и стандартами будет зависеть от должности, от должностных обязанностей. То есть примеры будут у всех разные. И если мы будем использовать примеры для одной целевой аудитории, для другой они будут просто не понятны.

Вообще я совсем не люблю разработку таких курсов, потому что считаю, что куда как эффективнее создавать несколько курсов под каждую ЦА, но вот далеко не все на это готовы идти, даже не потому, что это дорого, а потому что работы много. Но если уже приходится с такой задачей работать, то тут есть несколько рекомендаций, которые могут помочь:

  • Минимальное количество специализированных ситуаций, лучше вообще без них – из-за широты аудитории многие ситуации будут непонятны слушателям;
  • Подача материалов в самом простом и сдержанном стиле - так мы никого не обидем и будет понятны всем;
  • Использование простых и очень понятных технологий, которые пользуются все - из-за разницы в уровне владения компьютеров лучше брать самые простые и используемые технологии;
  • Только самая нужна информация, без детализации – убираем лишнее в качестве приложений и ссылок для самостоятельного изучения. Таким образом мы работаем с разным уровнем знаний, стараемся не учить тому, что уже знают, и даем информацию тем, кто еще знает не все;
  • Средний (или ниже среднего) уровень интерактивности - так уровень компьютерной грамотности может быть совершенно разный и не все смогу участвовать в интерактивном упражнении.
  • Максимальное количество подсказок по управлению и использованию курса и возможность их выключить - опять же потому, что у нас разные участники.
Курс для большой целевой аудитории будет проще, чем курс, который мы можем точно ориентировать на конкретную группу. Но чтобы он все-таки работал стоит его «усреднить» и сделать максимально нейтральным.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Я правильно понимаю, что речь о широкой, а не большой аудитории?
Elena Tikhomirova написал(а)…
Да, Сергей, все верно - именно о широкой. Что-то у меня неправильное слово попалось...
Петров И.Е. написал(а)…
Елена, вы начали с самого важного анализа целевой аудитории. Для этой цели мы применяем психологическое тестирование позволяющее разбить аудиторию на группы (классифицировать), в идеале конечно желательно проверять остаточные знания, но обычно после классификации становиться все ясно. Теперь, что касается ваших рекомендаций.
• Минимальное количество специализированных ситуаций, лучше вообще без них – из-за широты аудитории многие ситуации будут непонятны слушателям;
-- Кол-во специализированных ситуаций должно быть так же классифицировано по группам и по уровням сложности..
• Подача материалов в самом простом и сдержанном стиле - так мы никого не обидем и будет понятны всем;
• Только самая нужна информация, без детализации – убираем лишнее в качестве приложений и ссылок для самостоятельного изучения. Таким образом мы работаем с разным уровнем знаний, стараемся не учить тому, что уже знают, и даем информацию тем, кто еще знает не все;
--Подача материала должна быть по группам в виде многосодержательной структуры (оптимально на 4) и по уровням сложности(оптимально на 3). Кому то только понятийный аппарат, ну а для кого то о космопланах. ;)
• Использование простых и очень понятных технологий, которые пользуются все - из-за разницы в уровне владения компьютеров лучше брать самые простые и используемые технологии;
• Средний (или ниже среднего) уровень интерактивности - так уровень компьютерной грамотности может быть совершенно разный и не все смогу участвовать в интерактивном упражнении.
• Максимальное количество подсказок по управлению и использованию курса и возможность их выключить - опять же потому, что у нас разные участники.
--С этим абсолютно согласен. В качестве пожелания, надеюсь еще будет возможность прокоментировать сегодняшний вебинар посвещенный тренингам.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Большое спасибо за столь развернутый и интересный комментарий! Очень интересно!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...