К основному контенту

Как создать хороший электронный курс или что нужно разработчику?

Последнее время мы очень часто говорим про компетенции разработчика электронных курсов. Я сама неоднократно поднимала вопрос о том, что не стоит в специалисте по ДО смешивать несколько должностей: и разработчика курсов и администратора СДО и организатора обучения и все прочее. Но вот недавно наткнулась на ситуацию, в которой даже при наличии отличных знаний у разработчика хороший курс будет сделать очень непросто.

В пятницу очень долго общалась с коллегой, которая занимается в одной компании разработкой внутренних курсов. Женщина очень грамотная и много знает, опыт в ДО прекрасный. Но проблема, с которой она сталкивается сейчас, не имеет никакому отношения к ее знаниям. Для создания хорошего курса ей нужен инструмент, а его нет. Нет не только средств быстрой разработки, нет и профессиональных продуктов, которыми можно было бы пользоваться для создания отдельных элементов.

Конечно, хороший курс можно создать и просто в PowerPoint или его аналоге, можно написать «черным по белому» и больше ничего не нужно будет. Но все равно хочется (и руководство хочет), чтобы курс был интересный и привлекательный. А тут уже нужен инструмент. В каждой профессии часть успеха все равно зависит от условий и оборудования. Например, плохо работающий компьютер даже самому отличному специалисту работать будет мешать и или затормозит процесс, либо снизит качество. В разработке курсов тоже самое.

Что чаще всего мешает в инструменте разработки курсов?

  • сложные или неудобные настройки - особенно когда для простой задачи нужно выполнить слишком много действий;
  • различные встроенные вещи, которые нельзя отключить или изменить, например, анимация появления текста на слайде;
  • трудность редактирования шаблонов;
  • трудность импорта внешних объектов - это особенно важно, потому что очень часто в компании уже есть видео или flash ролики, которые стоит использовать (и более того, их использование сократить время и стоимость разработки)
  • сложности с предварительным просмотром - он всегда очень нужен, потому что нужно проверять то, что сделалось

Еще есть масса тонкостей, которые зависят от инструмента, то тем не менее могут сильно мешать разработчику.

К чему я все это? К тому, что если компания собирается самостоятельно создавать курсы внутри, при этом хочет получить достойное качество и не распугать всех слушателей жутким внешним видом и всем прочим, то ей стоит изначально позаботиться о том, чтобы обеспечить разработчика необходимыми инструментами. Ведь художник, даже при наличии красок, без холста и кистей все равно ничего не нарисует. Тут тоже самое - разработчикам нужны условия:

  • хорошее и удобное средство для разработки
  • инструменты для работы с графикой
  • возможно - планшет для рисования

Еще стоит обратить внимание на разработку шаблонов (их можно заказать у подрядчика), они будут сильно облегчать жизнь вашему разработчику курсов в части оформления, подбора цветов, шрифтов и всего прочего. А еще очень полезным будет платный доступ к какой-то коллекции картинок, которые можно будет использовать. Кроме того, что они очень высокого качества и будут хорошо смотреться, очень часто можно купить коллекцию, которая нарисована вся в одном стиле. Это будет существенным плюсом для курса.

В целом разработчику нужны условия для работы. Я стала понимать, что часто некрасивый курс - это не отсутствие вкуса и знаний у разработчика, а отсутствие инструментов для работы и создания красивого и интересного решения.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
> ей нужен инструмент, а его нет

Хм, что значит "Нет"? Даже если начальство не даёт бюджет на софт, можно использовать что-нибудь бесплатное, КурсЛаб или Удуту, например.
Постников Сергей написал(а)…
Хм... А разве CourseLab бесплатный?
Петров И.Е. написал(а)…
Первое, с чего необходимо начинать это определиться с методологией, какие методы обучения будем применять под цели и задачи электронного курса.
Отсюда вытекает выбор софта, обычно среда разработки имеет ограничения в реализации методологии, вот вам второй критерий выбора. Обычно разработчики софта, особо над этим не думают, они предлагают набор инструментов автоматизирующих отдельные операции. (пример Moodle) Что касается разработки, то конечно в команде специалистов разрабатывать лучше, но и индивидуально возможно. Можно начать с малого, ну и совершенству предела нет.
SunnyBeam написал(а)…
Инструментарий - это важно, конечно.
Но даже самый красивый курс, сделанный в Adobe Captivate, но скудный по содержанию, неграмотно выстроенный или просто со скучным текстом не будут использовать. Даже самый аскетично оформленный курс, но хороший по содержанию и грамотно реализованный, будет использоваться.
Инструментов - море. Не нравится MOODLE - возьмите eFront - возможностей поменьше, но красив и выглядит современнее. Нет желания работать с LMS - можно и любой редактор для html-страниц использовать. Хороший инструмент - это не всегда тот, который специально заточен. Это чаще тот, которым разработчик умеет пользоваться.
Точно так же и плохой курс - это не тот, который сделан плохим инструментом. Это тот, который сделан неумелым разработчиком.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2Сергей Снегирев - картина как раз такая, бюджет на нормальный инструмент не дают, а вот сделать что-то симпатичное не все бесплатные инструменты позволяют. Или даже так - позволяют, но затраты на это выше.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2 Петров И.Е. - Я полностью с вами согласна! Методика всегда на первом месте должна быть. Потому что иногда слишком сложный инструмент и не нужен, потому что ничего сложного не требуется. А иногда нужен хороший инструмент. Для меня хороший - тот, которым не просто удобно пользоваться, но и который при минимальных затратах времени и усилий разработчика позволяет делать многое.
Elena Tikhomirova написал(а)…
2SunnyBeam - Про содержание полностью поддерживаю! Я на тренингах постоянно это повторяю, что даже если вам курс нарисует профессиональная дизайн-студия и там будет все просто топ-класса внешне, ерунду и плохое качество контента ничем не скроешь.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...