К основному контенту

Совет №28 - Как избежать информационной перегрузки в курсе?

Мы живем в информационном обществе и мы все сильно перегружены информацией. Разной - от рекламы до электронных изданий, от новостей в самых разных форматах до электронного общения. И теперь еще у нас появилось электронное обучение, то есть еще один источник информации. Но только в отличии ото всех других, этот источник нельзя просто пролистать и забыть. Из него нужно чему-то научиться и как можно быстрее начать применять новые знания. По крайней мере компания, которая создает курсы для своих сотрудников, преследует именно такую цель.

Задача разработчика курсов в таких условиях становится совсем непростой. Потому что кроме того, что курс нужно создать, правильно оформить и сделать удобным, нужно еще каким-то образом гарантировать, что его не пролистают, а информация, которая в нем будет представлена уложится в голове слушателя. Кроме того, что для решения этой задачи нужно сделать курс увлекательным и активным, в курсе еще нужно избежать избыточной информации. В этом случае слушателю будет просто концентрироваться, а его мозгу не будет трудно работать.

Все дело в том, что когда мы что-то изучаем, то в первую очередь работает оперативная память. Она все впитывает и обрабатывает. Если она перегружается, то она перестает передавать информацию в более глубокие отсеки мозга. А если она это делает, то получается, что сама с себя снимает нагрузку.

Например, если мы делаем курс по приготовлению утки для новогоднего стола, то мы очень часто пробуем включить в курс и историю блюда, и особенности утиного мяса и особенности приспособлений для приготовления. Причем кладем мы это не в дополнительную информацию, а в основной цикл изучения. В итоге получаем:

  • Особенности новогоднего застолья
  • Утка как новогоднее блюдо
  • История утки в медовой корочке
  • Особенности приготовления утки
  • Основные приспособления для приготовления утки и их история
  • Процесс приготовления утки
  • Подача утки на стол
  • Утиное мясо - его основные полезные свойства и влияние на организм

Когда мы начинаем изучать такой курс, то все вроде бы интересно. Тут только нужно сделать пометку, что не смотря на тему, мы изучаем его не для себя, а потому что нам это предписано компанией. Но вот часть информации реально к процессу приготовления утки не имеет никакого отношения, в самом начале оперативная память перегружается и к важной части материала, она уже не работает и думает только о том, что на новогодней стол у вас в семье принят кролик, нужно его купить и еще нужно купить плед бабушке и еще...

Что делать? Как заставить мозг все это воспринять и научить его готовить утку правильно? Самое первое - нужно поставить точную цель курса. То есть ответить на вопрос - что должен слушатель делать в итоге, после обучения? В нашем случае - готовить утку в медовой корочке к новогоднему столу. Что он для этого должен знать?

  • Выбор утки для приготовления
  • Приспособления для приготовки утки - какие инструменты и посуда вам потребуются
  • Какие продукты нужны кроме утки?
  • Процесс приготовления - по шагам
  • Сервировка блюда для новогоднего стола
  • Особенности приготовления и сервировки (и то не обязательно)

Большинство «теории» оказалась не нужной. Да, она полезная, и ее можно включить в курс, но уже в качестве дополнительного материала, для особо увлеченных утками. При таком построении курса мозг ненужной и несвязанной с основной задачей информацией, такой как история новогоднего застолья, не перегружается и равномерно воспринимает материал. Более того, ему не скучно - он идет уверенными шагами к поставленной цели и в результате мы получаем не человека, который прошел курс про утку, а утку, вкусную и ароматную.

Комментарии

Постников Сергей написал(а)…
Получается, что традиционное "Введение" практически к любому учебнику - дополнительная информация?
Elena Tikhomirova написал(а)…
В современных условиях - да. Потому что люди перегружены и все равно не могут вчитаться.
Петров И.Е. написал(а)…
Хочу сказать спасибо с удовольствием прочитал ваши материалы, со многим согласен. Что касается проблем, это не возможность применения педагогики в качестве основы e-learning. Воспитывать дистантно невозможно. Выход есть это переход e-learning на технологии обучения построенные на информационном обмене между людьми, т.е. применение психоинформационных технологии и как следствие обучение с помощью аддаптивных информационных структур. Перов И.Е
Петров И.Е. написал(а)…
Хочу сказать спасибо с удовольствием прочитал ваши материалы, со многим согласен. Что касается проблем, это не возможность применения педагогики в качестве основы e-learning. Воспитывать дистантно невозможно. Выход есть это переход e-learning на технологии обучения построенные на информационном обмене между людьми, т.е. применение психоинформационных технологии и как следствие обучение с помощью аддаптивных информационных структур. Перов И.Е

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...