К основному контенту

Почему e-learning может не работать?

Очень часто задают вопрос - при каких условиях  e-learning работать не будет? Хороший вопрос. Мой ответ не имеет никакого отношения к технологиям, хотя плохие технологии могут сильно все испортить. Основные причины в том, как мы проектируем, планируем и ведем электронное обучение.

E-learning не будет работать (или будет неэффективным), если...

1. Не выполнен анализ целевой аудитории. Мы должны понимать кого мы учим, какие у наших слушателей возможности, пожелания и ограничения. Вот примеры простых ошибок, которые ведут к отрицательному имиджу проекта:

  • Все курсы сделаны со звуком. Звук не дублирует написанное на экране, а является самостоятельным носителем информации. Субтитров нет. Большинство сотрудников компании не имеют наушников, работают в открытом офисе (open space) и уровень шума достаточно велик. Как изучать курс, если звук всем мешает или его просто не слышно из-за разговоров соседей по рабочему месту.
  • В курсах большое количество интерактивных фрагментов, нужно что-то перетаскивать на экране. Большинство сотрудников имеют низкий уровень компьютерной грамотности, а drag’n’drop - не самое простое действие.
  • Курсы большие и подробные. Большинство сотрудников уже давно работают в компании, много знают. 70% информации в курсе им не нужна, нужны лишь изменения и нововведения.

Знание целевой аудитории помогает адаптировать разработки по их потребности и возможности. И сократить количество недовольных тем, что курс они изучить не могут, пользоваться им сложно, да и половина материала и так известна.

2. Не выполнен анализ задачи обучения. Нужно ответить на вопрос: «А чему именно нужно научить?». Слушатели должны что-то выучить, что-то понять, начать что-то применять? Какое именно действие или его формат или критерий качества будет считаться успехом? Например:

  • Мы обучаем новых сотрудников работе в компании. В тестах - проверка знания дат и названий. Но разве мы хотим, чтобы они могли назвать точную дату основания третьего филиала? Нет, мы хотим, чтобы они эффективно включились в работу. Например, знали как оформляются документы. Значит показывать и проверять мы должны именно это.
  • Нам нужно научить операциониста правильно заполнять форму заявки на ремонт. Самое большое количество ошибок сейчас - при вводе кода проблемы. Тогда почему в тренажере по заполнению формы коды выпадают из списка? Ведь в реальной работе коды нужно вводить руками, нет списка. Значит и в проверке знаний нужно давать вводить, а не выбирать.
  • Обучаем продажам. Нужно научить работать с возражениями клиента. Даем теорию по работе с возражениями. Но ведь задача обучения в том, чтобы научить работать с возражениями, а не знать теорию. Нужна история, практика с реальными примерами. Можно и теорию не давать. Вместо этого опросить 20 продавцов с хорошим опытом и выяснить у них, как они работают с возражениями и эти кейсы поместить в курс.

Главное понимать, чему именно нужно учить. Что должно быть в итоге? Про этот вопрос мы часто забываем.

3. Идет «оцифровка» материалов очного обучения. Тут проблема в том, что какими бы подробными не были материалы и презентации тренингов, они подстроены под очное обучение. И хороший тренер рассказывает историю или много, где и как можно применить новые знания. А в презентации этого может не быть. Когда мы начинаем использовать то, что уже есть, это нужно править.

Нужна история, которая покажет связь между материалами курса и реальной жизнью, которая поможет сформировать правильную мотивацию к обучению. В противном случае мы получаем сухую презентацию в электронном виде.

Самый главный демотиватор в e-learning - контент. Когда он непонятен, неинтересен, лишний и неудобный, даже самая отлаженная система мотивации и обучения даст сбой.

Есть еще несколько моментов с точки зрения организации, но они в следующий раз.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателя

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела