К основному контенту

Повторение - мать учения

Знаете, какой аргумент я нашла в пользу сокращения количества информации в электронному курсе? Невозможность организовать достаточное количество повторений материала и работу с ним.

Смотрите, что получается - для того, чтобы человек начал использовать изученное, ему нужно запомнить материала и/или попробовать его на практике. Когда у нас в курсе 300 слайдов, 30 модулей, каждый по 10 слайдов, и на разработку есть ограниченный бюджет, то в таком материале мы с трудом можем делать многократное обращение к одним и тем же моментам, чтобы они запомнились и уж точно не сможем сделать какую-то значимую практику.

Тут нам на помощь приходят стандартные интерактивные фрагменты, перетаскивание объектов, сортировки и все прочее. И мы их начинаем ставить тут и там, просто потому что как-то материал закрепить нужно, а сделать значимые практические объекты - нет времени и бюджета.

Если мы на курс посмотрим с другой стороны и проведем небольшой анализ, то сможем ответить на вопрос - что именно человек должен научиться делать в результате? Тут сразу видно, что весь первоначальный материал нам и не нужен, а нужна только часть. Остальное можно и оставить в курсе, но уже в качестве дополнительного материала. Ведь важно не научить всему, а показать, где можно найти то, что нужно.

И вот получается, что вместо 300 слайдов у нас уже 100, и тут можно постоянно акцентировать внимание на важном и делать практику, которая будет иметь значение. Для такого курса можно придумать и историю, на основе которой будет раскрываться материал или сделать схему- лабиринт, по которой нужно пройти, что узнать все, скажем, о процессе управления проектами в компании.

Чем больше в курсе материала, тем меньше у нас возможностей с ним работать так, чтобы он имел значение для слушателя и делать на основе него упражнения и задания, которые не только будут активировать внимание за счет необходимости что-то делать на экране, но и за счет связи этого задания с реальной жизни. Для большого материала такое тоже можно сделать, только на это нужно так много времени, что к моменту завершения работ, материал курса безнадежно устареет.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…