К основному контенту

Что такое конструктивизм?

По следам одного из вебинаров публикую материалы по основным теориям педагогического дизайна.
Конструктивизм
В педагогике конструктивизм появился благодаря Жану Пиаже (Jean Piaget). Он сказал: «Знание не передаётся, оно создаётся». После Пиаже над конструктивизмом поработал Меррилл (Merryll), а затем Уилсон (Wilson), Теслоу (Teslow) и Осман-Жошу (Osman-Gouchoux).
Лучше всего суть конструктивизма представить на схеме.
image
Конструктивизм говорит нам о том, что обучение должно учитывать имеющийся и будущий опыт слушателей, оно должно быть активным и должно учитывать, что каждый слушатель в силу тех или иных особенностей сформирует своё личное знание.
Немаловажно помнить и о контексте. Обучение нельзя отрывать от реальности и проверять знания нужно также на реальных примерах.
Опасность конструктивизма состоит в том, что можно очень легко перейти от действий ради достижения цели к действиям ради действий, то есть, когда мы говорим, что обучение должно быть реальным и активным, в нашу программу обучения никогда не должны попасть мероприятия, вставленные туда просто потому, что иначе будет скучно.
Очень часто разработчики учебных программ и материалов сначала думают о мероприятиях и действиях, тогда как в первую очередь мы должны думать о целях обучения и уже под них подбирать средства их достижения.

Комментарии

Ivan Travkin написал(а)…
Вы, наверное, имели ввиду знаменитого психолога ЖАНА Пиаже (Jean Piaget)?

Конструктивизм оказал большое влияние на современную педагогику, но тем не менее так и не стал теорией обучения, но теорией познания. Социальный конструктивизм тоже есть теория познания. Обе они позволяют трактовать процесс обучение на свой лад.

В самой же педагогике есть, например, конструкционизм Пейперта (Seymour Papert) и коннективизм (существ.одноим.теор.познания) Даунса и Сименса (Stephen Downes, George Siemens).
Всеволод написал(а)…
Очень многие конструктивисты (возможно даже большинство) осознанно и не очень тяготеют к солипсизму. Причем не только радикальные, но и вполне себе обычные конструктивисты. О причинах можно спорить, но не уверен, что в этом есть хоть какой толк... Т.е. не то, чтобы они совершенно отрицают реальность мира, но вот роль реальности в формировании единичной психической квазиреальности они явно недооценивают. Рефлексивность последней для них пустая тема. Им важны ее содержание, структура, внутренняя динамика, но вопросы ее происхождения, детерминации реальным миром им малоинтересны. Еще одна проблема - зацикленность на знаниях. Очень многие "конструктивисты" страшатся даже случайно молвить "поведение". Еще бы, могут невзначай спутать с погаными бихевиористами. Также очень странно видеть притянутыми за уши к конструктивизму ДЖИна (это просто атас!) Пиаже, Выготского, Дьюи, Монтессори и др. Никто из них по сути не был конструктивистом в современном понимании оного. Чтобы это понимать, достаточно почитать их переводы.
Всеволод написал(а)…
Елена Владимировна, обратите на это внимание - Пиаже все же Jean (Жан), здесь не может быть разночтений. А то Вы его именуете странным именем Gean не только здесь...

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателя

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела