К основному контенту

Что делать с привычками?

Сегодня на одной из встреч у меня был очень интересный разговор про то, как информационные технологии меняют образование. Не буду пересказывать разговор, но расскажу некоторые свои соображения.

Раньше мы читали лекции и проводили семинары. И давали самостоятельные работы. Сейчас тоже читаем лекции и проводим семинары. И самостоятельные работы тоже даем. Но вот только качество работ стало ниже. Почему? Потому что большинство тем рефератов и курсовых есть в сети и можно скачать полностью готовую работу, а за деньги - она будет вполне приличной. Если 15 лет назад для того, чтобы написать реферат действительно нужно было идти в библиотеку или в книжный, искать литературу, журналы и прочее, все оттуда выбирать, то сегодня мы просто вводим тему работы в Гугл и получаем нужный нам результат.

Да, и сейчас можно искать новые материалы, и сейчас источников больше, доступ к ним проще. И вроде бы все должно быть наоборот. Но соблазн получить готовую работу в ночь накануне сдачи велик, и не все могут устоять. Можно ли сделать что-то, чтобы и студенты самостоятельно действительно работали, и результат их работы был качественным? Нужно менять тип самостоятельных работ.

Изменения должны быть такими, чтобы студенту было необходимо думать, действовать, реагировать. Скажем, реферат можно заменить на совместное ведение блога студентами, где каждый отвечает за определенную тему и должен в течение семестра ее раскрыть. Или можно вместе делать вики. Но опять же мы должны требовать, чтобы они использовали только свежий и актуальный материал. И не просто его копировали в блог, но выражали свое мнение, реакцию, мысли. Посмотрите на активность в популярных блогах, в Живом Журнале - ведь есть же у людей желание говорить свои соображения, подбирать материал для спора.

Но тут мы видим не только изменения в самой структуре самостоятельных работ. Мы сталкиваемся с тем, что нужно поменять и культуру и практику работы преподавателя. При такой модели темы работ для каждого семестра и каждой группы должны быть новыми, потому что будет скучно. Преподаватель должен сам выступать в активной роли, когда он и сам знает последние новости по теме, сам пишет в тот же блог, сам призывает людей к диалогу. И более того, преподаватель должен быть в курсе всех основных источников по теме, чтобы направить студентов в нужное место за нужным материалам, чтобы подтолкнуть к спорной и провокационной публикации, добиться желания критиковать, обсуждать.

Получается, что сегодня просто применения технологий в процессе недостаточно. Материала, написанного на года, в большинстве тем уже нет, он должен меняться, быть не менее интересным чем блоги, газеты, вики и прочее. А преподаватель больше не может работать по написанному конспекту и не знать больше чем там написано. Нужно стать исследователем, практиком хотя бы в части знаниями информационного поля своего предмета.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Да неправда, не нужно ничего менять, просто предподавателям нужно не давать из года в год одни и те же темы, а быть заинтересованными в своем предмете и в своих студентах.

Ни одной - ни единой - темы курсовика за все годы в вузе я не мог найти в Интернете. Более того, поиск в базе курсовых прошлых лет -- многие ли вузы могут себе позволить держать такую базу открытой для студентов? - ничего не давал. Да и с гуглом приходилось работать больше, чем в "доинтернетные" годы в библиотеке. Ну как, скажите на милость, найти уже готовый материал по темам, которые только вошли на полосы газет и самый связный анализ которых находится в блоге твоего же препода?
Marina написал(а)…
Елена, я соглашусь с Вами. Менять, действительно, надо. "Измененные" задания должны заставлять студентов думать, анализировать и искать. Должны меняться и сами преподаватели и методики преподавания в университетах.

В школах сейчас появляются интерактивные доски и интерактивные пульты для ответов на вопросы, а в педагогических вузах никто не менял предмет "методика преподавания", и учителей "учат учить", опираясь, по прежнему, на доску и мел.

Елена, я веду блог под названием "Организация учебной работы при помощи блога" (http://blognauroke.blogspot.com/). Он рассчитан на учителей, работников детского сада и преподавателей университетов. Возможно, Вы найдете что-то интересное для себя. Буду рада видеть Вас в читателях.
Elena Tikhomirova написал(а)…
Сергей, соглашусь с вами в том, что если преподаватель меняет свои задания, развивает содержание - ничего менять не нужно. Но вот что делать с тем, что они ничего не меняют. Таких много.

Если темы новые, то найти по ним ничего не получится. Придется думать. Но вот если старые, то находится просто все. А базу ВУЗу и не нужно держать, студенты вполне справляются с этой задачей самостоятельно.

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…