К основному контенту

Знал и не забыл

Интересные данные от Andrew Bradbury о том, что лучше запоминается в обучении.

- Через 3 часа после обучения с использованием только звука (голоса) человек помнит 70%, через 3 дня - только 10%
- Через 3 часа после обучения с использованием только изображений или видео ряда человек помнит 75%, через 3 дня - только 20%
- Через 3 часа после обучения с использованием звука и визуального ряда человек помнит 85%, через 3 дня - 66%!

Стоит помнить это при разработке курсов.

Комментарии

Sergey Snegirev написал(а)…
Ерунда какая-то, сферический студент в вакууме. Объем информации какой, например?
Unknown написал(а)…
Думаю этот матариал тоже интересен будет - http://hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1102
а может вы с этим материалом уже знакомились :-)
Elena Tikhomirova написал(а)…
@Alex Сделала пост по вашему сообщению. Спасибо!

@Сергей - http://www.trainingzone.co.uk/item/169406 - ссылка на оригинал.
Но! Мое личное мнение такое: с виду - сферический конь в вакууме, но важны не сами цифры, а тенденция к улучшению восприятия. Я, по собственному опыту, склонна этим цифрам верить.

Я не спорю, что многое зависит и от внешних факторов, которые могут кардинально эти цифры поменять. Скажем, обучение сделано как правильно, то тема обучения слушателю совсем не интересна и не нужна. Тут уж как не пляши, а эффект и так понятен. Но если мы будем говорить о некоей средней ситуации, то мне кажется, что такая тенденция будет прослеживаться.
1 написал(а)…
"Я, по собственному опыту, склонна этим цифрам верить." - надеюсь имеется в виду исследовательский опыт, а не интуиция преподавателя.
На мой взгляд у нас и так очень много опытов вошедших в умы менеджеров так сильно, что не выдубить топором.
Один из вопиющих примеров - "Пирамида потребностей Маслоу", этот с позволения сказать «Ученый человек» взял и исходя из своего опыта (НЕ ОПЕРЯАСЬ НА ИСЛЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДАННЫЕ) придумал самую настоящую ересь.

Была такая интересная история: Финансы у меня преподавал доктор экономических наук, профессор и просто уважаемая личность в деловых кругах, только во времена настоящей науки (когда людей в космос запускали и все такое) ее из одного математического института выгнали с примерной формулировкой «за нечистоплотность в науке» - грубо говоря вместо опытных данных были взяты цифры «исходя из собственного опыта».
Вот были времена 
Мне вообще кажется эта ситуация описывает состояние и экономики и науки.

Вот еще пример: спросил коллегу «Почему мы внедрили А?» Ответ «потому что многие подразделения работали как В» Вопрос «многие это сколько?» Ответ «ну многие».
Цена обсуждаемого вопроса несколько миллионов в месяц.
Эффекта от внедрения нет.
Решение было принято на основание «я считаю».

Давайте вести дискуссию так – есть вывод исследователя из статьи, есть гипотеза преподавателя что это действительно так в ее курсах, эту гипотезу можно проверить на определенной выборке студентов, используя определенный учебный контент и определенный исследовательский инструментарий и либо опровергнуть либо подтвердить, но в любом случае нельзя распространять эти результаты на образование как токовое.

И даже при описанном мной методе надо быть уверенным в своем инструменте (например положительно себе отвечать на вопрос, что тест действительно показывает уровень знаний).

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела