К основному контенту

Образование сегодня

image Небольшое эссе не совсем по теме блога. Хотя, как сказать, ведь обучение должно рассматриваться с самых разных углов и аспектов. Вот мы говорили про навыки 21-ого века и про обучение по ходу перемен (большое спасибо коллегам за комментарии!). Да, учиться теперь нужно постоянно, иначе шансы на успех минимальные. Как у компании, так и у отдельного человека. Сегодня слова Яна Каменского "Считай несчастным тот день или час, когда ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию" становятся как нельзя более актуальными, а по скорости обмена информацией их вообще воспринимать дословно.

Мы очень много говорим про то, что количество информации, с которой мы работаем ежедневно, растет не по дням, а часам. Если не быстрее. Я по себе могу судить - мне уже приходится по дням планировать, с какой информацией я сегодня буду работать, какие читать блоги и т.д. И все это по сути - процесс обучения. Каждый раз изучая блоги любимых авторов я что-то узнаю новое и как-то развиваюсь. Для того, чтобы работать со своими знаниями я использую блог, живой журнал, ПО для заметок и записей, метальные карты, и .... я все равно испытываю проблемы с классификацией и сортировкой информации, которая попадает ко мне в руки (а, если точнее, в голову). Это при том, что я занимаюсь технологиями и методами обучения, это моя жизнь и моя профессия. А как с этим справится человеку, который этим не занимается? Ведь количество информации, с которой сегодня сталкивается знаниевый работник, огромное - почта, блоги, корпоративные порталы, информационные порталы, профессиональные сообщества, личные сообщества... список можно еще долго продолжать. И где и как можно научится тому, как сегодня быть успешным, и чтобы голова нормально работала, и чтобы нужная информация в эту самую голову попадала и там оставалась?! Речь не только о способах управления информацией и знаниями, но и способах обучения, потому что сегодня не учиться = не быть успешным.

Есть стойкое ощущение того, что в высших учебных заведениях, да и в школах и колледжах, обязательно нужно научить людей учится в новых условиях и жить в новых условиях. Нужно рассказать о способах эффективной работы с информацией и о том, какие инструменты и как можно использования для познания, какие методы помогут сортировать информацию, быстрее с ней работать, запоминать ее, а, главное, использовать в своей реальной жизни. А такое обучение неизбежно приведет и еще к одному явлению - могут измениться форматы учебных работ, потому что в сегодняшних условиях курсовые на 20 страниц - это сложно. Это слишком много дублирования, слишком много воды. А вот изучить набор источников и собрать свое мнение на одной странице в той же wiki - может быть очень полезно.

Нас совершенно очевидно ждут перемены в системе образования - нужно уделять много внимания развитию современной личности, нужно помогать строить свою жизнь в сетевых условиях, нужно учить учиться... А еще нужно переходить в более модульным работам, к более кратким объектам информации. И хотя, я уверена, что многие будут со мной спорить о том, что большие работы обязательно нужны, что это навыки анализа и синтеза, навыки системного мышления и т.д. Я совершенно точно соглашусь со своими оппонентами, потому как и это важно. Только вот теперь не всегда, не везде и не для всех. И в условиях современного мира гораздо важнее научится говорить и писать кратко и емко, потому что ни у кого нет времени читать много и не по делу.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как определить длительность электронного курса?

Очень часто возникает вопрос длительности курса, причем посчитать его нужно не только в слайдах, но и в минутах. Это может потребоваться для тендера (чтобы сравнивать предложения), для расчета времени отвлечения сотрудника от работы и еще для описания самого курса, чтобы сказать слушателю, сколько нужно будет запланировать времени, чтобы пройти курс.  Конечно, посчитать реальную длительность обучения почти невозможно - процесс восприятия информации очень индивидуален. Кто-то может быстро все просканировать и выбрать нужное, кто-то - будет долго и внимательно изучать материалы, а результат будет аналогичный. Но задача такая возникает и есть несколько подходов к расчетам.  1. Как понять, сколько получится слайдов курса из 1ого текстового документа?  В среднем на 1м текстовом слайде/экране нормально помещается 800 знаков текста с пробелами. Если на экране будет что-то кроме текста, то скорее всего больше 500 знаков точно не влезет. В итоге получаем на 1 страницу текста (около