К основному контенту

Теория обучения - советы по эффективной передаче знаний. Часть 1.

Как известно, все новое - хорошо забытое старое. Я решила перечитать учебники по теории обучения и нашла там много интересного для e-learning. Brain_3

Как работает мозг?

Начну с того, что все западные книги на эту тему начинаются с особенностей работы человеческого мозга. Нам в e-learning тоже стоит к этому прислушаться. Ведь мозг - механизм ограниченный, много всего сразу делать и помнить не может. А потому при проектировании эффективных курсов мы должны постоянно помнить, что перегрузка материалом, графикой, действиями может отвлечь пользователя от познания того основного, что мы изначально хотели до него донести. Все в курсе должно быть подчинено достижению поставленной цели. И когда нам говорят, что курс скучный, то стоит помнить, что добавлением анимации и интерактива его можно только испортить. Необходимо поработать с материалами так, чтобы они были релевантными по отношению к потребностям слушателей, а их расположение должно привлекать внимание к самому главному.

Ты - мне, я - тебе.

imageЕще при проектировании e-learning курсов мы очень часто забываем о том, что процесс обуimageчения это не передача знаний от одного человека к другому, а обмен между этими двумя людьми. Самое эффективное обучение - в процессе диалога и совместной работы. Слушателя не стоит воспринимать как пустой сосуд, который можно заполнить новой информацией. Мы не можем создать в чужой голове новые модели поведения. Наша задача - создать среду, в которой человеку будет более комфортно изменить привычки и начать действовать по-новому.

 

 

В следующих частях - про важность сюрпризов, ошибок и интереса слушателей.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...