К основному контенту

Про букварь или обучение в картинках

Так получается, букварь – это самый эффективный учебник. Ведь там каждый объект знаний, то есть буква, сопровождается графикой. А ведь мы учимся почти в два раза эффективнее с использованием слов и графики, чем с использованием просто слов. Визуальный язык заставляет работать оба полушария мозга. А сами картинки могут работать для людей с самам разным уровнем образования, с разным возрастом и разной культурой. Во многих случаях – картинка универсальна и ее поймут почти все. Чего нельзя сказать о словах, в которых всегда сидит значение «между строк». И все равно большинство учебного материала, что в компаниях, что в ВУЗах, предствлено в форме текста (да еще и иногда и текст такой, что нужно уже быть кандидатом наук, чтобы его понять). А визуальные образы стимулируют учебный процесс, потому что богатство всей картины происходящего можно охватить одним взглядом.

Изучая различные книги и делая собственные наблюдения, я пришла к выводу, что картинки могут делать чудеса, когда нам нужно:



  • Сформировать более глубокое понимание предмета;
  • Поделиться результами динамичной встречи с коллегами;
  • Показать полную картину происходящего в компании или в подразделении;
  • Улучшить процесс принятия решений;
  • Представить новую инициативу всей организации (!);
  • Ускорить внедрение изменений (!);
  • Помочь людям увидеть свою роль в процессе (!).

К чему тут восклицательные знаки? Да ведь дело в том, что именно для решения этих задач внедрение e-learning считается наиболее оправданным и эффективным. Именно нововведения, изменения и понимание своей роли и ответственности требуют дополнительного обучения. Мы готовим своих сотрудников, помогаем им разобраться в новых процессах, стараемся, чтобы все наши ключевые изменения прошли быстро и успешно. Для этого мы чаще всего готовим электронные курсы. А что в них? Текст. И, зачастую, ничего кроме него. А теперь давайте посмотрим на текст с точки зрения его восприятия. Журнал с телевизионной программой понять в состоянии все, кто умеет читать. Журнал по бухучету поймут только те, кто в этом разбирается, хотя бы немного. А сколько у нас целевых групп в крупной компании? И всем им нужно донести информацию о том, что что-то меняется, внедряется, убирается и т.д. Но ведь и уровень образования, и сферы личных и профессиональных интересов у них совершенно разные. А возможности сделать один и тот же курс в 5 вариантах, с разной сложностью и детальностью информации у нас нет. Моэет быть и есть, но это долго и дорого, и не все хотят идти на такие затраты.


Именно поэтому и получило свое развитие новое направление в представлении материала – визуальные концепции. Формирование визуальной концепции по мнению компании XPLANE заключается в следующем (кстати, в слогане компании говорится, что она думает графически):

  • Видеть что-то с новой перспективы;
  • Смотреть на отношения и нелинейные связи;
  • Представлять и делать прототипы новых идей;
  • Документирование процесса принятия решения группой;
  • Сокращение времени, за которое слушатели говорят: «Да, теперь я вижу!».

По мнению основателя этой компании использование визуальных образов и концепций время практически любой встречи может сократить на 24%. Если посмотреть на это с точки зрения обучения, то информация предстваленная в виде графических элементов будет запоминаться быстрее, а значит и времени на обучение нужно будет меньше. Значит – меньший отрыв от работы, больше выполнено. В курсах, в которых много графических элементов, успеваемость лучше – количество успешно пройденных тестов растет с 45% до 64%.


Конечно, картинки, которые могут помочь так серьезно улучшить восприятие информации, это не просто иллюстрации (хотя и они тоже помогают запоминать). Это целые произведения искусства, которые наглядно показывают процессы, участников, документы и ситуацию. Сегодня очень многие американские компании стали использовать визуальные концепции для популяризации своих планов и миссий среди сотрудников. Я видела несколько таких примеров (один, «Зачем мне нужна CRM», есть в это посте). Очень наглядно и понятно, можно быстро сообразить о чем идет речь, а обилие деталей подталкивает к более внимательному изучению.


Об этом направлении стоит очень серьезно задуматься при создании интерактивных курсов. Ведь такие картинки в e-learning могут быть и активными, можно будет нажимать, пробовать, перемещать и строить самому. Одна такая картинка может быть более эффективной, чем 1000 слов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло. Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты. 1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В. 2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий. 3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных. 4. Выбирайте ответы в середине.