К основному контенту

Курсы, которые можно понять

Чего мы больше хотим? Чтобы наши слушатели запомнили материалы курса или чтобы у них появились новые идеи и мысли? Что важнее – хорошо пройденные тесты или новые проекты, которые предложать только что прошедшие обучение сотрудники? Очевидно, что подавляющее большинство хочет, чтобы обучение помогло не запомнить, а усвоить полученную информацию и научить ее использовать в самых различных ситуациях.

Конечно, любой подготовленный нами учебный материал может не вызвать интереса у слушателя, и он просто аккуратно изучит все экраны курса, выполнит практические задания и забудет все, то, что он прочитал и изучил. Но совершенно точно есть варианты того, как можно помочь слушателю не просто прощелкивать курс, а именно понимать, что там изложено, зачем он нужен и как можно использовать новые знания в ежедневной практике.

Итак, что же можно сделать?

Поставить четкие и понятные учебные цели. Я наверно уже 100 раз про это писала, но не побоюсь повторяться, потому что именно четко поставленные цели обучения помогают человеку понять, зачем обучение нужно. А если еще прибавать тот факт, что в корпоративном обучении мы заставляем людей проходить выбранное нами обучение, то лучше, чтобы им было четко понятна цель нового занятия уже с первых минут обучения.

Определите, что покажет вам, что слушатели поняли и усвоили материал. Как вы поймете, что слушатели достигли тех целей, которые вы поставили перед ними? Как будет понятно, что они просто все запомнили, а именно поняли материал? Для различных типов учебного материала проверка понимания будет разной, но во всех случаях проверкой будет нешаблонная практика. Т.е. тесты – это хорошо, но проверить понимание материала ими трудно. А вот практические задания, тренажеры и прочие, которые позволяют эмитировать ситуации, пробовать себя в самых разных условиях позволяют проверить именно понимание. Человек попробует применить изученное на практике и тогда будет видно, а понимает ли он суть вопроса. И ситуации эти не должны копировать примеры из основного материала курса, они должны позволять действовать в новых условиях, пробовать себя и обязательно ошибаться.

Стройте курс так, чтобы одновременно передавать информацию И формировать новый опыт. Опять вопрос практики. Если мы не даем возможность получить опыт в процессе обучения, иначе приступая к работе, пробы и ошибки будут делаться прямо на реальных процессах. Это может принести много потерь.

Дайте слушателям возможность высказывать свое мнение о полученной информации. Через электронный курс очень просто передавать факты, концепции, процессы и прочее. Но нам нужно, чтобы слушатели могли их не только запомнить, но и использовать. Нужно дать возможность обсуждать изученное и совместно с коллегами думать о том, как использовать то, что они только что прочитали, увидели или услышали.

Создайте возможность для исследования. Каждый человек в душе искатель приключений и исследователь. Мы все радуемся, когда получается самим что-то познать, найти, связь одно с другим. В процессе обучения небольшая загадка никогда не помешает. Слушателям будет интересно самим узнать что-то дополнительное, что-то новое, что-то, чего нет в курсе. И это будет мотивировать слушателей и помогать ему в освоении и понимании нового материала.

Таким образом, учебные материалы можно сделать так, чтобы они были понятными. Это, конечно, требует немного больше усилий, нежели проектирование простых теоретических курсов. Зато результат не заставит себя ждать!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...