К основному контенту

Настоящее обучение

За новогодние каникулы удалось освоить книгу Jay Cross "Informal learning". Вопросы неформального обучения меня всегда очень сильно интересовали, так как за время обучения в университете я освоила гораздо меньше, чем в общении с опытными людьми, изучая журналы, газеты, книги и сайты, да и просто наблюдая и делая выводы. Jay Cross о неформальном обучении пишет уже давно и очень часто выступает на эту тему на различных профессиональных мероприятиях. А недавно вышла его книга. В ней собраны все его соображения на тему того, почему обучение и тренинг по заранее подготовленному учебному плану неэффективно, особенно для обучения сотрудников компаний. Один из самых интересных ответов на этот вопрос звучит так: «Для подготовки качественного учебного плана со всеми материалами и заданиями требуется очень много времени, поэтому обучение происходит либо сильно раньше появления потребности в новых знаниях, либо сильно позже. В обоих случаях такое обучение не эффективно».

И еще одна интересная фраза из книги: «За пять минут можно выучить все то, что студент университета запомнит после пяти лет обучения». Может это и преувеличение, но суть понятна.

Если отойти от изучения неформального обучения, то в книге есть очень интересный материал о том, как люди учатся вне зависимости от того как проходит обучение. Итак, люди лучше всего учатся тогда, когда:

  • Понимают, что в учебных материалах есть лично для них и определяют материал полезным;
  • Понимают, что от них ожидается в процессе обучения и после его завершению;
  • Могут общаться с другими людьми;
  • Сталкиваются необходимостью делать выбор;
  • Чувтстуют безопастным показывать то, что они знают и что не знают;
  • Получают информацию для изучения маленькими порциями;
  • Часто получают информацию о прогрессе собственного обучения;
  • Изучают то, что им потребуется в ближайшее время;
  • Получают поддержку от тьютора или наставника;
  • Обучаются с использованием различных средств (дискуссии, тренажеры, практикумы, самостоятельные задания и т.д.);
  • Сталкиваются неопрделенностями чаще, чем с четко определенными понятиями и концепциями;
  • Обучают других;
  • Получают поощрения за маленькие победы в ходе обучения;
  • Могут сделать ошибки и исправить их;
  • Могут пробовать свои навыки множество раз;
  • Самостоятельно оценивают свой прогресс обучения и учитывают извлеченные уроки.

Хочу отметить, что очень много из этого списка может применено при проектировании стратегии электронного обучения, а также при разработке курсов и систем. Очень важно опираться на то, что ложится в основу желания человека получать новые знания и что движет им в ходе обучения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...