К основному контенту

Сказка ложь, да в ней намек, или клей для e-learning

Привлекательное название семинара на конференции Learning 2007, привлекательное для меня как для человека, старающегося сделать из текста нечто интересное и эффективное в плане обучения. Название звучит как «Истории – Ух ты! Сделайте так, чтобы обучение приклеивалось».

Тренеры вызвали симпатию и уважение, сразу после того, как начали рассказывать. Первой фразой было – «Мы не хотим , чтобы вы ушли отсюда, зная что мы вам должны были сказать. Мы хотим, чтобы вы знали, что вы услышали».

Итак, почему истории стоит использовать:
Истории

  • Помогают лучше запомнить
  • Вовлекают обучающегося
  • Делают обучение более глубоким, наталкивают на самостоятельное размышление
  • Формируют связи с событиями из жизни
  • Предлагают знания вместо информации
  • Вызывают эмоции

Кстати, stick это клеить, приклеивать. Помните, есть такое слово «стикеры» - наклейки, которые прячут в пачку с детской жевательной резинкой. Отклеить это творение от холодильника почти невозможно. Вот авторам семинара, как и мне, очень хочется, чтобы обучение надолго приклеивалось к слушателям. Одним из инструментов они считают истории.

В качестве примера была приведена ситуация. Как превратить скучную историю о медицинском аппарате в историю, которая приклеится и заставит думать и действовать. Тренеры провели параллель – сначала рассказали просто теорию о работе этого аппарата, затем сделали из этой теории историю. Все оказалось достаточно просто. История началась с мед работника, который лечил ребенка, в процессе лечения понадобился тот самый аппарат, и вот – деликатно так в историю включается теория использования этим аппаратом, врач его с помощью него лечит ребенка, ребенок в итоге здоров и … жили они долго и счастливо. Вот так незатейливо скучная теория превращается в интересную историю, которая вовлекает нас и так ненавязчиво преподносит нам внутри себя нужные знания.

Итак, тренеры настаивают, что если в обучение привлекать истории, то обучение станет по-настоящему интересным и более эффективным. А вот какие подходы были предложены для создания историй.

Клейкие истории от А до Я (или по-английски ABC подходы для создания клейких историй)
A
ction – C чего все начинается?
Background – Описание ситуации/предыстория
Conflict – Что особенное должно произойти?
Development – Что происходит и кто участники?
End – Что можно взять с собой («знания на вынос»)

Чеклист для клейких историй:
Итак, история должна быть:

  • Простой
  • Интересной
  • Конкретной
  • Правдоподобной
  • Эмоциональной
  • Ориентированной на действие, экспериментальной

Истории хороши тем, что вызывают ассоциации в нашей памяти, связываются с чем-то уже знакомым и известным для нас. А также это конечно превосходный инструмент из жизни – ведь истории как сплетни – услышал, запомнил, передал другому.
Ложка дёгтя. По окончании семинара нашлось несколько персон, кто сказал, что с помощью историй получается затянуто и неконкретно, что истории это скучно в обучении и что лучше просто теория. А вы как думаете?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашив...

Оформление презентаций

У нас весь прошлый год прошел под девизом "Учимся делать хорошие презентации". Учились не мы, а наши заказчики, которые понимают, что хорошая и правильно оформленная презентация - очень много значит для бизнеса. И под конец года получился у нас из ответов на многочисленные вопросы вот такой простой и небольшой курс. Если нужен SCORM-архив для загрузки в СДО - пишите в комментариях, куда его отправить. 

Модель мотивации Келлера - ARCS

При подготовке к вебинару по мотивации слушателей в e-learning в очередной раз читала о модели Келлера. В 1987 году Джон Келлер синтезировал имеющиеся исследования по психологической мотивации слушателей и создал модель ARCS. ARCS расшифровывается как Attention, Relevance, Confidence, and Satisfaction, то есть Внимание, Релевантность, Уверенность и Удовлетворенность (на русском получается ВРУУ :) ). Эта модеь не предназначена для использования в одиночестве, как самостоятельная стратегии обучения, но она легко может быть встроена, например, в систему учебных мероприятий Гейна. Внимание . Модель говорит нам о том, что мы постоянно должны вызывать и поддерживать внимание слушателя. Здесь могут быть использован сенсорные стимулы, провакационные вопросы и разнообразие учебных событий. Релевантность . Внимание и мотивацию слушателей нельзя сформировать, если слушатель не верит в том, что материал имеет к нему какое-то отношение. Если говорить простым языком, то любое обучение должно отвечат...