К основному контенту

Незабываемй опыт обучения

Мы так стараемся при разработке e-learning курсов и проектировании e-learning систем, вкладываем все наши знания, консультируемся с экспертами. Однако, как сделать так, чтобы наши слушатели действительно запомнили то, что они изучили? Ведь даже пройденный на 100% тест не гарантирует, что через пару дней, а тем более через месяц, человек вспомнит то, что было в курсе, и сможет это применить.

Чтобы разрабатывать курсы, которые будут запоминаться стоит обратиться к теории познавательного (когнитивного) обучения. Суть познавательного обучения заключается в использовании уже имеющихся знаний для освоения нового материала. Это также загрузка рабочей (оперативной) памяти для решения задач. Если мы с вами учим людей взрослых, то нужно помнить, что Knowlers в своих работах полностью приспособил теорию познавательного обучения к обучению взрослых людей и сказал, что лучше взрослые учатся, когда новые знания являются развитием уже имеющихся.
У человека в тесном взаимодействии работает два типа памяти:

  • Рабочая память (оперативная) – здесь храниться все то, что нам нужно сейчас для выполнения конкретной рабочей задачи. Как только задача выполнена, мы можем многое забыть. Все наше активное мышление происходит в рабочей памяти.
  • Долгосрочная память – здесь храниться все, что мы знаем. Когда в учебном процессе мы связываем то, что мы знаем с чем-то новым, мы постоянно связываем рабочую и долгосрочную память, и они работают в тесном контакте. Но для такого взаимодействия, связь между ранее изученным и новым должна быть для нас очевидна.

При построении e-learning курса нам важно, чтобы слушатель задействовал обе памяти и начал решать новую задачу с использованием уже имеющихся знаний. В процессе мы будем предоставлять ему новые знания, которые свяжутся у него в единое целое с тем, что уже есть в голове.


Как разработать курс так, чтобы весь этот сложный процесс человеческого мозга начал работать?
1. Нужно разбить весь материал на маленькие части. Маленькие части лучше воспринимаются рабочей памятью и человеку не трудно удержать в голове новую информацию.
2. Нужно строить курс с учетом знаний, которые уже есть у пользователя. Таким образом, знания маленькими кусочками будут попадать в рабочую память, при анализе мозг человека будет распознавать связь с уже имеющимися знаниями, и будет выстраивать связь, которая и есть обучение.
3. Нужно обеспечить реальный контекст обучения. Чем проще слушателю представить, в какой ситуации происходит то или иное явление, тем проще ему применить знания на практики. В курсе нужно обязательно делать примеры, упражнения, эмуляции и тренажеры, которые позволят попробовать себя в реальных условия выполнения определенного процесса.

Сам по себе курс должен быть решением определенной задачи, только тогда получится полностью привлечь внимание слушателя и заставит его мозг активно работать. Следующий пост будет как раз про разработку активных курсов, с примерами!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования.

Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок:

От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения; Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами.
У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают. справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, это сильно напоминает ч…

Как обмануть тест?

Создание хорошего теста - задача не менее сложная, чем создание самого курса. В учебных материалах по педагогичскому дизайну этому вопросу уделяется очень много времени. Неверно составленный тест - это потерянное время и создателя и учащегося, а главное - совсем не понятно, действительно ли человек что-то знает или ему просто повезло.

Вот несколько способов, как можно обмануть тест. Из этих способов стоит сделать выводы, как не стоит проектировать тесты.

1. Если вы сомневаетесь, выбирайте вариант С. Разработчики тестов часто забывают о перемешивании вариантов. Следующий по популярности - вариант В.
2. Если сомневаетесь - выбираете самый длинный вариант. Опять же дизайнеры часто не могут укоротить правильные ответы, а вот с неправильными у них полная свобода действий.
3. Ответ "Все вышеперечисленное" скорее всего правильный, также как и "Ничего из вышеперечисленного", особенно, если нет очевидно правильных или неправильных.
4. Выбирайте ответы в середине. Многие…

Трендов не будет. Будут выводы.

Было время, когда в декабре и январе я старалась отловить все тренды нашей области. От экспертов, от пользователей. Потом обязательно писала сама, по мотивам и по собственным ощущениям. В какой-то момент остались только свои мысли, потому что в очередной раз говорить про геймификацию, мобильное, дополненную и все остальное - скучно. В этом году трендов вообще не будет. Будут выводы, потому что именно выводы, из реальной практики и наблюдений, могут дать нужное направление для размышлений и развития.

Вывод #1. Обучение - это все-таки процесс. 
Формат имеет значение, но это не главное. Может быть и увлекательно и скучно, и мобильно и очень даже стационарно. Главное - чтобы было долго. Точно больше одного раза. Поведение не меняется по щелчку пальцев, от одного курса на 40 минут, от одного тренинга на 1 день. Единственный результат, который нам нужен - изменение поведения. И еще изменение ментальной модели и установок. По сути - слушатели должны начать делать иначе и думать иначе (что сн…