К основному контенту

Дзен e-learning


Нан-ин, японский учитель Дзен, принимал у себя университетского профессоpа, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор следил за тем, как переполнялась чашка, и, наконец, не выдержал: "Она же переполнена. Больше уже не войдет!" "Так же как эта чашка, сказал Нан-ин, - Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили свою чашку?"



Не правда ли парадоксальное название для статьи? Что может быть общего между современной методикой доставки знаний при помощи современных технологий и древней философией, которая разменяла уже не одну тысячу лет? На первый взгляд ничего, однако, принимая окончательное решение, задумайтесь над следующим утверждением: каждый, кто занимается бизнесом - так или иначе уже изучает основные положения дзен-буддизма.


На протяжении тысячелетий философы использовали дзен для обучения человека широте мышления. Хотя сегодня медиков уже не удовлетворяет теория левополушарного (рационального) и правополушарного (творческого) мышления, но отрицать ее полезность с концептуальной точки зрения невозможно. Мы и не помышляем о том, чтобы поставить под сомнение роль анализа, логики, рациональности в бизнесе, но настоящий успех делового человека немыслим без творческого подхода.


Ну а причем же здесь e-learning спросите вы? Зачем человеку, который занимается таким узкоспециализированным бизнесом, помимо специфических знаний отраслевого характера еще и философия? Ответ прост - бизнес есть бизнес. И для того, что бы грамотно продать или купить продукт нужно приложить к этому определенные усилия.


Дзен означает медитацию. Это одно из философских течений буддизма, пришедшее в Японию из Китая (там философия носила название Чань (Сh'an)). Основные принципы чань имеют много общего с философией даосизма и конфуцианства. Цель Чань - попытка совместить интеллектуальный, рациональный образ мышления с эмоциональным.
Подумайте, как удобно было бы Вам вести бизнес, если бы вы использовали не только годами наработанные схемы деловых переговоров, типовые рассылки и презентации, но и силу своего воображения, интуицию, знаменитое шестое чувство? Конечно, в такой области как интуиция сложно, а порой практически невозможно дать четких рекомендаций в том, как добиться успеха.


Приведем маленький пример из истории, в древности некий Сунь-Цзы написал трактат, называвшееся "Искусство ведения войны". Многие из его положений покажутся рационалисту парадоксальными или надуманными, изложение - общим, расплывчатым, но именно к такой манере повествования были приучены читатели, ради которых писалась эта книга. И более того, именно в этом заключается ее основной смысл. Бессмысленно давать точные указания о том, как добиться успеха в сражении; если рецепт сработал, он мгновенно становится общим достоянием. То же самое и в бизнесе: простых правил достижения успеха не существует.


Дзен призывает нас активизировать творческое (правополушарное) мышление, обычно угнетаемое рационализмом. Линейное мышление не позволяет ответить на иррациональные вопросы, и мы стремимся заставить мозг искать решение в другом направлении, заставить работать интуицию. Если хотите, можете назвать это изобретательностью.


Наверняка, люди занимающиеся продажей услуг сферы e-learning в России согласятся со мной, если я скажу, что найти потенциальных покупателей на российском рынке и продать именно тот продукт, который им необходим, весьма сложно. На то есть ряд причин: неразвитость рынка подобных услуг у нас в стране, «консерватизм» мышления в области обучения (ориентированность на очную форму обучения), относительно высокая ценовая политика в области e-learning услуг для представителей малого и среднего бизнеса. Для того, что бы успешно продавать продукты в таких условиях, сотрудникам компании приходится прибегать в процессе продаж, к различным хитростям и уловкам, которые, зачастую, возникают спонтанно (например, при проведении деловых переговоров).


Маркетологи не способны поднять волну моды на какой-то товар, лучшее, что они могут сделать, - держаться на ней, пользуясь возможностями, предоставляемыми той или иной вещью. Конечно, они должны влиять на события, стремиться предугадать тенденции развития - тому, кто первым начнет действовать, гарантирован успех. Фортуна и "дзен"- вне власти человека, и все же их активность - неотъемлемая составляющая успеха (еще один парадокс).


Представьте себе, что вы менеджер по продажам компании, которая занимается e-learning услугами в корпоративном секторе. Вам необходимо продать клиенту электронный курс, разработанный в соответствии с его требованиями. Работа практически завершена, осталось лишь показать готовый продукт. Вы уверены в себе, готовы к встрече, однако, у клиента внезапно пропадает желание приобретать курс. Каковы будут ваши действия? Справится с такой ситуацией в кратчайшие сроки, и переубедить клиента при помощи стандартных методик – маловероятно. В данной ситуации подойдет спонтанное решение, иначе говоря «решение в стиле дзен». Конечно, все зависит от конкретной ситуации и конкретного покупателя, но, к примеру, простое изменение цветовой гаммы интерфейса готового электронного курса, может помочь вам при продаже.
А теперь представьте себя в этой же ситуации, но только в качестве покупателя. У кого вы скорее купите продукт? У человека, который, видя ваше не желание покупать товар, стушевался и сник? Или у продавца, который мгновенно среагировал на ваши комментарии и предложил новое решение?
Конечно, говоря о дзен в области бизнеса, я не имею ввиду «классический дзен», то есть философию, смешанную с древними религиозными постулатами. Для современного темпа жизни такой вариант неприемлем.
Дзен в бизнесе, в том числе и в бизнесе сферы e-learning, это скорее способность концентрации на текущих задачах, мгновенный анализ и умение расслабляться во время работы. Ведь если ваши мысли во время работы витают, где то « в облаках», как вы сможете сконцентрироваться на текущей проблеме?


Впрочем, такой подход можно применять не только продавцам, но и покупателям. Выбирая тот или иной товар, всегда ли вы руководствуетесь логикой и заранее продуманным планом? Я думаю, что нет. Иногда желание купить именно этот товар возникает спонтанно и неосознанно, однако результат покупки при таком подходе, часто оказывается выше ваших самых смелых ожиданий.


Рынок e-learning услуг в России пока еще очень невелик. Компании предлагают по большей части одинаковый комплекс услуг, за небольшим исключением. Сегодня для компании весьма проблематично сделать выбор в пользу того или иного поставщика e-learning услуг. И вот тут, мы снова обращаемся к дзен, как помощнику в правильном выборе. Если продукты данной области так похожи между собой, наверное, стоит поискать различия в том подходе, при помощи которого компания предлагает свои услуги.


Очень часто бывает так, что компании покупают различные e-learning продукты, на самом деле полностью не понимая, зачем и для чего они будут служить. Как итог- разочарование в нерационально потраченных средствах и времени. Выбор, основанный на принципах дзен, это выбор, при котором покупатель перед покупкой, тщательно анализирует все то, что подвигло его к мысли купить данный продукт. Сделайте пару глубоких вздохов, спросите себя, зачем вы покупаете этот товар (при этом, ваше сознание не должно быть занято никакими другими мыслями кроме мыслей о предстоящей покупке) и сделайте выбор. В этом моменте очень важна концентрация на объекте покупки, ведь признайтесь, бывает так, что даже перед какой - то важной встречей или событием делового характера ваши мысли заняты чем угодно, только не предстоящим делом? Малейшее отвлечение от него грозит в будущем: неудачной деловой встречей, нерациональной покупкой, список можно продолжать до бесконечности.
Процесс продаж и покупок соткан из парадоксов.


Человек, воспитанный в традициях западного рационализма, погружаясь в океан рынка, чувствует себя в нем несколько неуютно в отличие от выходцев с Востока. Мы избавляемся от дискомфорта, превращая парадокс в проблемы, которые пытаемся решить с помощью логического анализа, забывая в спешке о творчестве. А руководитель компании, разочарованный отсутствием в планах развития продукта даже намека на оригинальность, отсылает его на доработку. В соответствии с дзен, разочарование тоже позволяет достигнуть желаемого результата, но намного чаще оно просто отнимает время, необходимое для поисков решения.


Бизнес, особенно бизнес в сфере e-learning - это быстрые, решительные действия. Однако они эффективны только в случае, когда вы творчески их направляете. Если вам удалось найти нетривиальное решение, действуйте. «Дзеном» мы называем способность жить в парадоксальных ситуациях, которые позволяют взглянуть на вещи под необычным углом зрения.

Комментарии

Анонимный написал(а)…
А почему Вы собственно думаете что покупатель e-learning решений настолько глуп, что не может найти объективное отличие (по функциональности, технологиям, стоимости и т.п.) между решениями и поставщиками без глубокого дыхания, хорошего феншуя и прочей камасутры :)
Алексей Архипов написал(а)…
Я не утверждаю, что покупатель не может купить товар или услугу без указанных вами вещей(глубокое,дыхание,камусутра и хороший феншуй).Хотя к понятию "дзен" эти вещи не имеют отношения.Если человек склонен к логическому анализу,взвешиванию "за" и "против" и он знает точно какой товар и для чего ему нужен,тогда конечно ему не нужен дзен. Я ни в коем случае не утверждаю, что дзен нужен каждому, я лишь показал процесс покупок и продаж под "другим углом".На мой взгляд дзен это не какой то "маркетинговый прием", а скорее образ мышления и определенная жизненная философия, которую можно применять и проецировать на любые жизненные события, по собственному желанию.
Анонимный написал(а)…
Алексей, мне просто кажется что решение о приобретении разных категорий продуктов принимается на основе разных стимулов. Про это во всех учебниках маркетинга написано. Не зря импульсные товары (шоколадки и жвачки) лежат на кассе.

Сложные технологические решения (к которым относится LMS) все же мне кажется выбираются на основе анализа функциональности системы/опыта и возможностей вендора. Почему бы тогда не написать статью про дзен при покупке ERP или истребителя 5-го поколения - они же все так похожи :)
Алексей Архипов написал(а)…
Бесконечно с вами согласен. Дзен и искусство управления истребителем МИГ-29 (к примеру)-отличный вариант для статьи.=)
Соглашусь с Вами и в том, что сложные технологические решения действительно выбираются на основе не менее сложного и серьезного анализа.Дзен можно использовать в качестве помощника, но не в качестве основного инструмента при при принятии рещения.Абсурдна ситуация, когда ведущий специалист IT отдела выбирает дорогостоящий продукт для своей компании, руководствуясь"внезапным озарением".Дзен, по моему скромному разумению, способен помочь, но не решить задачу за Вас. Для примера небольшая притча:
Ученик жил в храме Дзен и бесконечно надоедал своему Учителю вопросами о том, как быстрее и скорее обрести Просветление.В один из дней, ученик съев свой обед, мыл чашку на кухне.Учитель подошел и спросил:
-О чем ты думаешь?
-О Просветлении-ответил ученик.

Учитель дал крепкий подзатыльник юнцу и сказал:
Когда моешь чашку-думай о чашке!

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела