К основному контенту

Как помочь детям учиться онлайн?








 


Давайте говорить прямо - к этому все идет. Скорее всего этой осенью дети снова будут учиться у компьютеров. И произойти это может достаточно скоро. Весной мы были не готовы. Все произошло так быстро, что я лично ничего не поняла. И далеко не сразу смогла сообразить, чем я могу помочь своему ребенку и детям рядом. Потому что никогда не думала, что в 9 лет ребенок будет учиться онлайн и это будет его основной формат обучения. Сейчас у нас есть немного опыта и может быть немного времени. Нужно подготовиться.

Для начала несколько установок.

  1. Школьные учителя никогда не подписывались под онлайн обучением. Они не должны уметь учить онлайн. Потому что они учились работать в аудитории. Они вполне могут быть против онлайн обучения. И точно могут не иметь достаточно уверенного навыка для этого. И времени на развитие в этом направлении у них не было. Максимум лето, но этого мало. Научиться работать онлайн так, чтобы никто не уставал и все шло гладко - это длительный процесс и годы практики. Потому бесполезно требовать того, чего они сделать не могут. Они этому не учились, они что-то знают, но обучение онлайн от очного сильного отличается.
  2. Для нормального онлайн обучения нужен не только навык педагога, но и экосистема. Она где-то есть, но чаще - ее нет. И построить ее за 6 месяцев нельзя. Все что делали раньше, делали как дополнение к очной системе. Ее никогда не создавали как полноценный резервный вариант. Потому многих инструментов просто нет, какие-то плохо работают, какими-то никто не может пользоваться.

Можно ругаться, можно спорить, но поменять все это быстро нельзя. А учиться нужно.

И самое главное - дети могут прекрасно играть на телефоне, смотреть видео в YouTube и делать еще много разного безобразия в Интернете, но это не значит, что они могут учиться онлайн. Электронное обучение - это сложно даже для взрослого человека. Тут нужно и внимание держать, и уметь себя организовать, и уметь вовремя переключиться, но при этом не потеряться. Не все опытные онлайн слушатели за 40 это умеют. До 9-10 класса онлайн обучение для ребенка процесс практически противоестественный, особенно 1-5 класс. Потом тоже не очень хорошо, но уже выносливость больше. Потому детям нужно помогать.

Помощь родителей нужна не в выполнении заданий (хотя и это тоже иногда можно, чтобы лишний час перед экраном убрать). Основное - организовать обучение и научить делать так, чтобы оно все-таки было обучением, а не страшным испытанием.

  1. Рутина и режим дня. Все должно быть как в школе. Утром вместо дороги в школу - зарядка или прогулка. После занятий - аналогично. Отдых, потом уроки (если есть). Потом снова отдых и он должен быть без экранов и гаджетов. Книги, поделки, журналы с заданиями (сейчас очень много вариантов, на любой вкус и бюджет). Все что угодно, только без экрана. Заодно могут и новые интересы появится.
    • на каждый день нужен план, со всеми делами и задачами. Даже с поделками, прогулками и играми. И ставить галочки, что сделано, а что нет. Это и смысла добавляет и удерживает внимание и ритм.
  2. Сокращение количества отвлечений. Отвлечений может быть 2 группы: вне компьютера и внутри него.
    • Телефон нужно убрать (к родителям). Или все на нем выключить до тех пор, пока нет особой необходимости.
    • Место для обучения выбрать максимально тихое. Отдельная комната - это шикарно, но не всегда доступно. Но всеми способами нужно пробовать сделать так, чтобы из вне приходило как можно меньше шумов и отвлечений.
    • На компьютере заблокировать или по времени ограничить все, кроме программы для обучения (видео-конференция, портал или что-то еще, что используют). Остальное жестко убирать. Иначе YouTube заберет все внимание, которого и так немного.
  3. Перерывы. Как бы ни была устроена программа в школе, лучше отдохнуть и немного пропустить, чем устать и пропустить все. Иногда можно всеми родителями класса договориться с учителем / учителями, чтобы расписание поменяли. До 5-6 класса по 45 минут за ПК - много, очень много. 20 минут максимум, потом нужен перерыв. Вот тут нужен гаджет - поставить таймер на каждые 20 минут и делать хоть какие-то физические упражнения, смотреть в окно, гладить кота. Пропустить 5 минут не страшно, страшно не понять ничего за целый день.
  4. Физическая нагрузка. Мы недооцениваем, сколько дети двигаются, пока идут в школу, бегают на перемене и на прогулке. Сидя дома они замирают. Для мозга это дело очень опасное. Он не разгружается, ему не хватает кислорода, когнитивная способность резко падает. Повышается утомляемость. А дальше вы все сами знаете: слезы, крики, обиды и весь остальной ассортимент. И плохой сон в придачу. Без сна совсем плохо. Потому нужно двигаться. И нам с вами, работающим на удаленке, тоже. Потому можно даже попробовать шевелиться вместе. Пока гулять можно - гулять. Как можно больше. Если снова будем дома - зарядка, танцы, прогулки по квартире. Взрослый может и справится сидя на стуле (тяжелее только станет), ребенок - нет.
  5. Сон. Вовремя и достаточно. Да, вставить сильно рано не нужно. Ехать в школу тоже. Но это не повод, что-то менять. Спать нужно лечь вовремя, встать тоже. Слетит режим дня, обучение будет идти еще сложнее. Биоритмы помогать перестанут.
  6. Общение детям важнее, чем взрослым. По крайней мере мы себе может объяснить, почему его стало мало, а они - нет. Для детей общение - это способ познания мира, это их собственный мир. Как только его нет, им очень трудно. А потому коммуникации с друзьями - это единственное, ради чего стоит добавить немного экранного времени в течении дня. Снова по графику и расписанию, не сильно много и лучше - не в чате. Пусть видят друг друга, лица очень много значат. Тут можно организовать группу с несколькими родителями заодно (это еще может дать немного времени на дела взрослых). Кто-то очень удачно делал дежурство и развлекал детей по очереди. Можно рисовать вместе, можно просто говорить, главное - общаться.
  7. Иногда вам может потребоваться тьютор или кто-то, кто поможет. Онлайн обучение очень сильно изолировано, предполагается, что слушатель все делает сам. Родителям при этом нужно работать. Может быть достаточно пары часов в неделю, когда кто-то поможет и пояснит школьнику то, что он не понимает или что ему трудно дается. Тогда в семье будет больше мира и спокойствия, и это тоже очень важно для обучения (которое не происходит в стрессе). И ребенок будет себя чувствовать намного увереннее.

Теперь несколько мелких практических советов, которые могут помочь всем участникам процесса:

  1. Проверяйте заранее, что нужно для занятий. Не ждите, что им скажут или вам скажут. Процесс для всех новый, многое теряется по дороге. Рюкзак лучше собирать вечером. Иначе потом придется уже в процессе занятий ставить программы, искать альбомы или проверять соединение. И вам спокойнее и школьнику. Тут снова стоит напомнить себе, что играть они на ПК умеют, а вот работать за ним - часто нет.
  2. Проверяйте, что все сделано. Сначала нужно понять, что именно нужно сделать, потом - что оно завершено. Задача не в том, чтобы уроки вместе делать, а том, чтобы не копить хвосты. Иначе дальше картина такая: тут не доделал, на занятии отвлекся и потом вы уже не знаете откуда начинать. Привычного контроля учителя меньше. В классе они по глазам понимают, что что-то не так. А тут никак, даже если эти глаза видно.
  3. Помогайте в коммуникациях со школой. Часто это может быть проблемой опять же потому, что это мы умеем и привыкли письма письма, файлы прикладывать, а они пока еще нет.
  4. Помогите организовать пространство для обучения на компьютере. Папки для заданий с правильными названиями, имена файлов. Подборки закладок со всеми ресурсами для обучения в браузере. Фильтры или теги в почтовом ящике. Раньше всегда просили навести порядок на столе, сейчас порядок нужно навести на компьютере. Это очень помогает и добавляет спокойствия.

В текущих условиях не стоит требовать особенных академических успехов. И вообще ничего не стоит требовать. Нужно пройти аттестацию и этого достаточно. Потому что сегодняшняя тройка - это не та тройка, которая была раньше. Потому что то обучение, которое есть сегодня (точнее еще будет), оно не такое, как было. Учителя не умеют, ученики не умеют, да и родители тоже под таким не подписывались. Как оно будет дальше мы тоже не знаем, но или мы все научимся и тогда можно будет планку поднимать или все вернется на свои места и тогда мы снова сможем ждать тех результатов, которых ждали раньше. В конце прошлого года я у своего второклассника сама проверила уровень знаний, без тестов и контрольных, по книжкам с тестами ФГОС. Увидела, что все нормально и больше не думала, как он контрольные будет писать и какие там оценки. Не отстает и ладно.

Наверное, мы никогда раньше не имели возможности так близко погрузиться в учебу наших детей. Хорошо это или плохо - не известно. Но сейчас у нас есть возможность сделать что-то значимое - сформировать установки, менталитет, роста и развития. Самое время чаще повторять, что ошибка сейчас - это даже хорошо. Что все обязательно получиться. Ценить усилия и вовлечение, а не результат. Потому что для 1-3 класса отсидеть 4 часа у экрана - это уже большое достижение. Мы сейчас можем сами говорить правильные слова, сами формировать такую ментальную модель, в которой оценки не имеют значения, в которой ошибаться не страшно, в которой именно обучение и развитие имеют значения. У нас второго такого шанса может и не быть.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как использовать Телеграм в обучении?

На прошлой неделе с коллегами по e-learning провели очень интересный диалог о том, как можно использовать мессенджеры для обучения. Проводили диалог в чате, в Телеграме, а потому многие выводы получены на практике, особенно про удобство использования. Начну с удобства. Телеграм и все его аналоги - это удобно и неудобно одновременно. Для комфортной работы нужно несколько установок: От участника обсуждения не требуется моментальной реакции на все сообщения;  Я, как участник, не пытаюсь на все ответить сразу.  В противном случае начинает глаз дергаться от попытки все время читать и отвечать, совмещая общение с другими делами. У общения должна быть тема. Как мне кажется, тут может быть несколько вариантов:  есть тема для чата (например, как у нас была про использование телеграма) и чат такой доступен в течении дня. Есть вопросы для обсуждения, есть задача для решения и все над ней работают.  справочный чат: тут участников может быть много, все спрашивают всех (кстати, э

mLearning

В последнее время в московских пробках все чаще посещает мысль о том, насколько полезен в нашей жизни коммуникатор или карманный компьютер: можно проверить почту, можно поискать что-то, можно общаться с коллегами. Я бы с удовольствием использовала своего мобильного помощника для получения новых знаний. И, что немало важно, уже есть такие возможности – обучение через интернет. Сегодня эти инициативы есть только за границей, но уже накопленный опыт стоит изучить, чтобы быстро перейти на новую ступень использования современных технологий. Как ни странно, сегодня самым популярным мобильным обучением является обучение парикмахеров. Это и действительно очень удобно – можно быстро посмотреть свойства краски, время, за которое она действует, различные приемы и методы моделирования. Пример такого обучения можно найти здесь . Эти мобильные объекты созданы Великобритании, университетом Манчестера. Их можно изучать как при помощи телефона, так и при помощи iPod Video. Естественно, что основателями

Как написать концепцию электронного курса?

Разработка курса начинается с создания концепции. То есть с описание того, каким именно будет тот курс, который мы хотим получить в итоге. Я делаю короткий, не больше 1 страницы текста документ, с текстовым описанием идеи. Иногда на один курс создается несколько концепций, каждая со своим уклоном и своими идеями. Самое главное - это очень простой и очень понятный текст, который четко дает понять, что именно будет в итоге, как его будут изучать и что в нем слушатель сможет делать. Какая информация вам потребуется для создания концепции? Какой именно курс создается? - И это не только название курса, но перечень вопросов, на которые он должен ответить. Кто будет проходить курс? - Это описание целевой аудитории, включая пол, возраст, опыт работы, опыт обучения.  Почему этот курс нужно будет проходить? - В чем проблема сейчас? Почему без курса нельзя работать? Что должно быть в итоге? - Что человек должен уметь делать после того, как он курс изучит?  Как делается то, что нужно дела