Книжный клуб или вопросы, которые заставляют вспомнить изученное

В США очень популярны книжные клубы. Есть тематические, есть общие, есть соседские и разные другие. Основная идея клуба - обсудить прочитанные книги, посмотреть на произведение с разных сторон и может быть понять то, что не было очевидно в процессе чтения. Участие в клубе побуждает читать текст более вдумчиво и внимательно, потенциально отвечая на какие-то вопрос.

Мне всегда нравилось обсуждать книги. Даже если не обсуждать, то хотя бы рассказывать про то, что я прочитала. Это как продолжение чтения. Вроде книга закончилась, а ты все еще погружен в нее. В процессе обсуждения всплывают какие-то идеи, мысли, на которые не обратила внимание. Может быть я просто люблю читать и для меня любая книга - интересный источник.

Что если посмотреть на книжный клуб с методической стороны? Что это такое на самом деле?
  • Вспоминание материала, то есть извлечение ранее полученной информации и взаимодействие с ней. По сути - укрепление связей, которые в последствии делают извлечение более простым и удобным для мозга;
  • Анализ прочитанного - взаимодействие с материалом, соединение его с другими источниками или знаниями. То есть - практика использования материала, практика применения;
  • Дополнительное погружение, потому что это еще одно столкновение с информацией после ее первичного изучения. Снова - извлечение, повторение, применение, дополнительные мысли.

Теперь посмотрим на e-learning, потому как я бы вам предложила организовать просто книжный клуб, но интереснее все-таки приложить это к нашему делу. Чаще всего сотрудники, слушатели, курс проходят один раз, иногда несколько (но это скорее по причине провала и недостаточных баллов), и на том их взаимодействие с материалом закончилось. Хорошо если «тема зашла», и человек тут же начал применять, все понял и стал пробовать. А если нет (что, скорее всего, чаще случается)? Более того, если тема обучения сам по себе такая, которую сразу и нельзя начать применять, эмоциональный интеллект, скажем? Вся надежда на ответственного сотрудника, который почему-то начнет искать способы изученное применить.
Результат от такого разового обучения очевидный: тут будет или полная растерянность от обилия новой информации, которую сложно переварить, или же простейшая потеря новых знаний, которые сами по себе уйдут из-за отсутствия практики извлечения (мозгом) все пройденного.

Есть такой инструмент - линия сопровождение, мероприятия, которые сопровождают слушателя в процессе и после обучения. Рассылки, вебинары, курируемый контент и еще масса всего интересного. Основная задача - держать слушателя в информационном поле темы как можно дольше, чтобы в какой-то момент знаний «приросли» или нашелся повод извлечь и применить.

А что есть в качестве одного из инструментов сопровождения или даже в качестве одного из форматов в составе курса использовать книжный клуб. Обсуждение пройденного курса. В чате мессенджера, в форуме на портале, в виде вебинара или скайпа, а может быть митап за кофе для всех сотрудников офиса, которые проходили курс в последние пару недель? Основная задача - предложить слушателям заново вспомнить курс, поговорить о нем, подумать и проанализировать, услышать мнения коллег. Организовать взаимодействие с материалов, опять-таки извлечь, взаимодействовать, практиковать.

Вот пример набора вопросов для книжного клуба:
  • Что понравилось вам в курсе больше всего? Что меньше всего?
  • Что вы знали по теме курса до его прохождения?
  • Какая основная идея курса?
  • Какие идеи курса вы смогли применить сразу после его изучения?
  • Какие идеи курса вы хотите применять в будущем?
  • Какие идеи курса вы не сможете применить?
  • Насколько убедительны аргументы и примеры курса? Какие вам больше всего запомнились?
  • Было ли в курсе что-то пугающее и смущающее?
  • Были ли в курсе какие-то противоречивые идеи? Что заставило вас сомневаться?
  • Какие вопросы у вас возникли или остались после прохождения курса?
  • Какие дополнительные материалы и источники по теме вы уже читали и что посоветуете коллегам? Планируете ли продолжать изучение темы?
  • Что изменилось в вашей жизни или работе после изучения курса?
А еще можно спросить про конкретные модели и тезисы курса, про кейсы и про примеры, про идеи применения, в зависимости от темы курса. И ответы послушать, неплохой способ завития контента и получения обратной связи.

Популярные сообщения из этого блога

Сколько стоит разработка электронного курса?

Любви все возрасты покорны или как учить людей после 50?

Как использовать Телеграм в обучении?