Одноразовое обучение

У нас появились первые данные опроса предпочтений слушателей в e-learning. На вопрос о том, что слушателям нужно и важно после прохождения обучения, большинство говорит о возможности получить материалы курса в скачиваемом виде, про памятки и про постоянные ссылки на пройденные курсы. А на вопрос о необходимости повторного прохождения для повторения материалов, отвечают, что такая потребность часто есть. Что логично - если люди проходят в среднем по 3-5 курсов в месяц, то запомнить все не представляется возможным. По крайней мере для среднестатистического человека, со всеми стандартыми современными отвлечениями.
Но вот какой возникает вопрос - приспособлены ли наши курсы для повторного прохождения? Нет, технически никаких проблем нет, проходи сколько хочешь. Проблема есть только в том, как курсы устроены внутри, как спроектированы. Например:
  • Анимированные слайды, которые нельзя пролистать и пропустить до тех пор, пока все объекты на экране не появятся;
  • Диалоги и истории, в которых зашит контент. У этого контента нет дубликата в простом тексте или памятки, и для того, чтобы повторить, его нужно не только найти в курсе, но и найти внутри диалога;
  • Необходимость проигрывать слайд заново, чтобы найти нужный материал, который был тремя кадрами ранее;
  • Оглавление, меню курса, по которому невозможно понять, где какой материал может находится. 
Можно список продолжать еще на пару листов. Сложные истории с нелинейным сюжетом, практические задания, которые даже при повторном прохождении нужно заново выполнять, чтобы пройти вперед. А еще видео, у которого нет длительности и нельзя пропустить и пролистать. Иллюстрации и сюжеты, в которых контент можно воспринимать только при условии внимательного и глубокого погружения, но никак не по косой, когда нужно быстро что-то найти.
Мы создаем одноразовое обучение. И чем более яркие и сложные курсы, тем меньше шансов у них стать настольной книгой, материалом, которым будут пользоваться. Потому что в них нельзя подсмотреть, нельзя что-то быстро уточнить. С ними вообще ничего нельзя сделать быстро. Его смотрят один раз, как большинство фильмов и никогда к ним больше не возвращаются. Они даже по своей форме и представлению не похожи на то, к чему можно обращаться как к справочнику.
Про формирование базы знаний из такого материала даже речи быть не может. Массивный, сложный, неповоротливый. Чем сложнее сюжет и больше наворотов, тем меньше возможность дробления, классификации, повторного использования. Один раз и все, в архив. И это отнимает все реальные преимущества электронного обучения, не давая ему быть полезным и шанса стать частью системы управления знаниями. Что на самом деле и есть цель создания большинства курсов - сохранение и распространение знаний в компании. Не увеселение, не развленичение. А обучение, развитие и сохранение.
При этом на создание материалов для курса мы тратим огромное количество усилий и времени. Собираем, пишем, структурируем. Этим заняты очень ценные сотрудники компаний, эксперты, чье время стоит дорого. И все ради того, чтобы создать продукт, который пройдут 1 раз, половину не запомнят и никогда больше не будут возвращаться к материалу?

Популярные сообщения из этого блога

Сколько стоит разработка электронного курса?

Любви все возрасты покорны или как учить людей после 50?

Как использовать Телеграм в обучении?